Анапский маяк: от создания проекта до наших дней
У многих людей маяки ассоциируются с романтикой. Они символизируют путешествия, морскую жизнь и водные просторы. Есть маяк и в Анапе, он расположен на живописном берегу Черного моря. Это популярный объект для фотосессий, поэтому стоит непременно выделить время на его посещение.
Городу нужен маяк!
Свет Анапского маяка виден морским судам, идущим на расстоянии 30 километров от берега. Люди, чья профессия связана с морем, относятся к сигнальной башне иначе, чем туристы. Для них она символизирует не романтику, а безопасный берег.
Для курортников Анапский маяк — еще одна достопримечательность, изображения которой можно увидеть на продающихся в сувенирных лавках открытках и магнитах. Однако для местных жителей маяк имеет особое значение, он является частью истории города.
Место, где сегодня находится сигнальная башня, имело стратегическое значение еще со времен Античности. Анапский мыс был важной точкой на Черноморском побережье и при Османах. Свою значимость он сохранил и после того, как Таманский полуостров вошел в состав Российской империи.
В то время на месте города-курорта был небольшой поселок. С приходом русских войск он начал активно развиваться, судоходство в этом месте стало активным. Поэтому неудивительно, что почти сразу возникла необходимость в установке маяка.
В начале XIX века на месте, где сейчас стоит сигнальная башня, находился крепостной вал. Благодаря высокому берегу, с которого открывался вид на морскую гладь, это место оказалось идеальным для установки сигнальной башни. Так началась история строительства Анапского маяка.
В 1874 году великий князь М. Н. Романов, бывший наместником Императора на Кавказе, писал своему дяде — великому князю Константину Николаевичу, Морскому министру Российской Империи: «Отсутствие освещения препятствует развитию судоходства и края в целом».
Морской министр принял к сведению слова наместника и поручил сотрудникам министерства разработать план по строительству маяков, они должны были появится на всех морях юга империи. Согласно этому плану, сигнальная башня на Анапском мысе должна была появиться в 1876 году.
Бухта была мелководной, поэтому маяк должен был помочь обозначить мыс, а также предотвратить попадание морских судов на отмели и столкновение с рифами. Это было важным шагом для безопасности судоходства в этом районе.
Однако, вскоре после принятия решения о строительстве, Российская империя и Турция вновь вступили в войну. Это произошло в 1877 году.
Планы навигационной службы были изменены, и строительство маяка в Анапе пришлось отложить на неопределенный срок. Но это не означало, что жители города забыли о необходимости маяка. Они сами не дали забыть этот важный проект. В мае 1881 года горожане написали письмо в Морское министерство, в котором подробно описали свои трудности и просили возобновить строительство маяка.
Горожане отметили, что морская торговля и судоходство развиваются очень быстро, поэтому без сигнальной башни суда подвергаются большой опасности:
«Гибель судов и людей в Анапской бухте в ночное время случается исключительно по неосвещению берегов. От этих бедствий страдает торговля и каботажный промысел, что отражается неблагоприятно на экономическом быту населения, почему мы, уполномоченные городским населением, повергаем перед Вашим Императорским Высочеством почтительнейшую просьбу, осчастливьте нас повелением об ускорении в Анапе постройки маяков».
Воззвание горожан к министру ускорило процесс, но до строительства полноценного маяка было еще очень далеко.
От керосиновой лампы до ацетиленового фонаря
Маяк в Анапе был построен в несколько этапов. Для возведения каменного сооружения не было средств, поэтому сначала появился портовый огонь. Из бревен строители соорудили башенку, внутри нее установили деревянные козлы, на которые поставили керосиновую лампу. Это произошло в 1886 году.
Прошло двенадцать лет, и в 1898 году лампа была заменена ацетиленовым фонарем шведского производства, который в народе называли «шведской мигалкой». На тот момент такой фонарь, выпущенной компанией AGA, считался чудом инженерной мысли. Свет от него был более ярким, освещение — стабильным, поэтому навигация в Анапской бухте стала безопаснее.
Вместе с заменой источника света изменения коснулись самой башни. Ее обновили, сделали прочнее и выше. И хотя строительство каменного маяка было еще впереди, именно 14 июля 1898 года стало официальной датой.
Это день, когда был создан Анапский маяк.
Строительство каменного маяка
Как и в наши дни, в XIX веке Кубань славилась своими плодородными землями. Анапа находилась от нее неподалеку, поэтому вдоль берега постоянно курсировали пассажирские суда и корабли, перевозившие грузы. Чтобы торговля и судоходство развивались еще быстрее, нужен был маяк.
Переломной точкой стал 1903 год, когда Дирекция маяков Черного и Азовского морей в сентябре направила городскому старосте Анапы сообщение:
«Для нужд мореплавания морским ведомством предполагается построить в городе Анапе маяк второго разряда с жилым домом и необходимыми службами, для чего потребуется участок земли мерою около 6000 квадратных саженей. Дирекция просит Вас, милостивый государь, не оставить ее уведомить — не признает ли городское управление возможным ввиду той пользы, какую может принести проектируемый маяк для мореплавания вообще и для Анапского порта в особенности, уступить вышеуказанный участок в пользование морского ведомства безвозмездно».
Но построить сигнальную башню на том месте, которое выбрала Дирекция, не получилось. Дело в том, что ранее уже было проведено городское собрание, и на этом участке было решено разбить сквер, чтобы горожане могли совершать променад и дышать морским воздухом. Поэтому городские власти предложили для строительства другой участок, и Дирекция согласилась.
Архитекторы разработали проект, он был утвержден в 1906 году. Руководить строительством было поручено инженеру А. Евстигнееву, на реализацию проекта было выделено 50 тыс. рублей. Башня и сооружения вокруг нее были построены всего за полгода, и уже в октябре 1909 года появилось сообщение о том, что Анапский маяк начал работу. Официальной датой ввода сооружения считается 20 октября 1909 года.
В Циркуляре Главного гидрографического управления Морского министерства имеется запись:
«Циркуляр Главного гидрографического управление № 309 от 24 октября 1909 года. В г. Анапа, на юго-западной его окраине, закончена постройка Анапского маяка, и с 20 октября на нем открыто освещение. Маяк имеет вид белой четырехгранной каменной башни с двухэтажным жилым домом. Маячный аппарат 2-го разряда с керосинокалильной лампой. Проблесковый, дающий проблески продолжительностью в 2 секунды через темные промежутки в 8 секунд. На близком расстоянии между проблесками виден слабый свет. Высота огня 132 фута над уровнем моря и 55 футов от основания башни. Математический горизонт 13,2 мили».
Конечно, можно задать закономерный вопрос, а почему начали строить именно каменный маяк, ведь деревянную башню было проще построить.
Да, проще, но каменное сооружение было намного лучше по ряду параметров:
- Долговечность. Камень является более прочным материалом по сравнению с деревом, поэтому каменные сооружения могут выдерживать сильные ветры, штормы и другие природные воздействия на протяжении длительного времени.
- Устойчивость к пожарам. Камень не горит, поэтому построенные из него маяки не загорятся от удара молнии, пожара природного происхождения. Можно не беспокоиться о том, что пламя вспыхнет от случайной искры.
- Устойчивость к вредителям и гниению. В камне не заводятся насекомые, материал не гниет, как деревянные бревна и балки. Поэтому каменные сигнальные башни требуют меньше усилий для их обслуживания и ремонта.
Городской совет и Дирекция приняли правильно решение, решив построить каменный маяк, который бы служил века. На верху башни установили сигнальный фонарь. Модель называлась «Eclair» (Молния), ее выпуском занималась фирма Barbier, Benard & Turenne (BBT, Франция). Осветительная конструкция считалась на тот момент мощной и современной, ее диаметр составлял 3 метра. Каждые 10 секунд в установке сгорали пары керосина, в результате чего фонарь вспыхивал. Этот сигнал был хорошо виден морякам.
Горожане полюбили гулять у башни, около нее часто назначали свидания. На старых черно-белых фотографиях запечатлена четырехгранная башня.
Анапский маяк, построенный при Российской империи, мог бы достоять до наших дней, если бы не вероломное нападение фашистов на Советский Союз.
Разрушение старого маяка и строительство нового
От довоенной Анапы мало что осталось, ведь город в Великую Отечественную войны подвергался бомбардировкам. В 1942 году фашисты начали операцию по захвату Черноморского побережья СССР. Когда советские войска уходили из города, было принято решение взорвать маяк, чтобы создать максимальные затруднения фашистам на море. Но реализовать план уже не было времени, поэтому сигнальная башня осталась стоять. Ее взорвали фашисты в 1943 году, когда отступали из Анапы, спасаясь от наступающих советских армий.
Но это не затруднило продвижение советских войск. Матросы черноморской гидрографической службы, не отступая под огнем противника, оборудовали временный сигнальный пост. Для этого они, использовали проверенное временем оборудование — ацетиленовый фонарь, который поставили на деревянную вышку.
В ходе боев в городе было разрушено 90% зданий, поэтому после войны Анапу пришлось отстраивать. Деньги на новый маяк были выделены в середине 1950-х годов, а полностью новая сигнальная башня была построена в 1955 году. Строение получилось восьмигранным, его сложили из белого и черного кирпича. Новая сигнальная башня возвышалась на 21 метр. Светооптический аппарат находится на отметке 43 метра над уровнем моря. Также внутри башни установлена аппаратура, подающая радиосигнал.
Как доехать
Адрес маяка: г. Анапа, улица Крепостная, д. 2/3.
Добраться до места назначения можно на автобусе или маршрутке. Остановка «Протапова», тут останавливаются автобусы — № 2, 9, 11, 24, 25.
Также можно выйти на ул. Краснодарской, пересесть на автобусы 11, 2, 24, 25. Затем выйти на ул. Крепостной и пройти пешком 500 метров.
Анапский маяк можно смело назвать одним из символов города-курорта. От него открывается великолепный вид на море, поэтому туристы и горожане рекомендуют выделить время на посещение достопримечательности.
Вопросы и ответы
Нет, такой возможности нет. Объект принадлежит Министерству Обороны РФ, поэтому территория закрытая. Но около сигнальной башни можно погулять с сделать фотографии.
Фонарь в маяке, который был построен до революции, находился ниже. Новая башня выше и в ней есть аппаратура для передачи радиосигнала.
Самые интересные фотографии получаются, если снимать маяк с Верхней Набережной, идя к Крепостной улице. Тогда в объектив попадет не только само строение, но и волны.